Прибор для контроля уровня воды в радиаторе
Радиатор автомобиля должен
содержать достаточное количество
воды. Если водитель своевременно не
заметит значительного уменьшения
воды в радиаторе, то мотор
перегреется.
Прибор для контроля уровня воды
в радиаторе (см. схему), имеет то
преимущество, перед аналогичными
устройствами, что при его
использовании не возникает
электролиза, приводящего к
постепенному разрушению стенок
радиатора. Применение кремниевых
транзисторов делает прибор мало
чувствительным к значительным
перепадам температуры.
Основа прибора - мультивибратор с
одним устойчивым состоянием на
транзисторах Т2 и Т3. Его нагрузкой
служит сигнальная лампа Л7.
Транзистор Т4 способствует более
четкой фиксации рабочего состояния
(открыт - закрыт) транзистора Т2.
Когда щуп в радиаторе погружен в
воду, на базу транзистора Т1
поступает напряжение смещения и он
открыт. При этом база и эмиттер
транзистора Т2 имеют одинаковый
потенциал и этот транзистор будет
закрыт. В результате мультивибратор
не работает, а сигнальная лампа Л1
обесточена. Диод Д1 защищает базу
транзистора T2 от перенапряжений.
При понижении уровня воды в
радиаторе, щуп оказывается в
воздухе. В результате этого
транзистор Т1 закрывается, а Т2
открывается. Теперь мультивибратор
будет работать с частотой,
определяемой постоянной времени
цепочки R4 С1 (около 2 гц). Сигнальная
лампа Л1 будет вспыхивать с той же
частотой, привлекая внимание
водителя.
Конденсатор С1 должен быть
бумажным, так как при работе
полярность заряда на нем изменяется
на обратную. Щуп изготовляют из
нержавеющей стали, а пробку для щупа
из пластмассы с высокой
температурой плавления. Для этих
целей можно применить нейлон,
фторопласт или лавсан.
В устройстве следует применять
только кремниевые транзисторы и
диоды. Например, транзисторы Т1, Т2
можно взять типа МП116, T3 - КТ602 и Т4 - КТ315
с любым буквенным индексом. Диод
типа Д103 или Д106 с любым буквенным
индексом.
"Funk Technik", № 12, 1970.
|