Прибор для установки угла опережения зажигания
В.РУДЕНКО, г. Москва
Точная установка момента
зажигания горючей смеси в
цилиндрах двигателя автомобиля -
процесс кропотливый, требующий
определенного навыка и больших
затрат времени. Описываемый ниже
прибор позволяет быстро и легко
выполнить эту операцию в любых
условиях.
Действие прибора основано на
использовании стробоскопического
эффекта. Если мгновенными вспышками
света, синхронизированными с
импульсами высокого напряжения на
запальной свече первого цилиндра,
освещать установочные метки на
ободе маховика и корпусе
работающего двигателя, то подвижная
метка будет зрительно казаться
неподвижной. Если угол опережения
зажигания выставлен неверно, то
по взаимному расположению меток
легко определить, в какую сторону и
на сколько необходимо повернуть
планку регулятора угла опережения
зажигания.
Схема прибора изображена на рис. 1.
Источником света в приборе служит
импульсная фотолампа H1. Прибор
питается от аккумуляторной батареи
(напряжением 12 В, с корпусом
соединен минусовой вывод)
автомобиля, двигатель которого
регулируют. Напряжение питания,
необходимое для работы лампы (около
250 В), дает преобразователь на
транзисторах V1 и V2 и трансформаторе
Т1 и выпрямитель на диодной сборке V3.
Поджигающий импульс снимается со
свечи первого цилиндра через
ограничительные резисторы R4-R6.
рис. 1
Трансформатор намотан на
магнитопроводе Ш 16Х20. Обмотки I и III
наматывают одновременно в два
провода ПЭВ-2 0,5, число витков-21.
Таким же образом наматывают и
обмотку II (7 витков провода ПЭВ-2 0,15),
причем начало одной полуобмотки
нужно соединить с концом другой -
это соединение будет служить
отводом. Обмотка IV содержит 500
витков провода ПЭВ-2 0,2. Конденсаторы
С2 и С3- бумажные на рабочее
напряжение не менее 400 В.
Транзисторы V1 и V2 желательно
подобрать близкими по параметрам.
Резистор R1 проволочный, остальные-
МЛТ.
Конструктивно прибор состоит из
двух узлов: осветителя и
переходника. Внешний вид осветителя
показан в заголовке статьи. Он
выполнен в виде пистолета. В футляре
размещены все детали прибора, кроме
резисторов R4-R6. Основанием, на
котором установлены детали
осветителя, служит металлическая
фигурная пластина, расположенная в
футляре вертикально. Размещение
деталей на пластине показано на рис.
2. Спереди размещен рефлектор с
импульсной лампой (использован без
переделки от фотовспышки "Луч-70").
Кнопка S1 прибора смонтирована в
ручке. Футляр склеен из листового
пластика.
Рис. 2.
Вид на монтаж осветителя:
1 - рассеиватель.
2 - рефлектор с импульсной лампой,
3 - накопительные конденсаторы,
4 - теплоотводы, дюралюминий,
5 - транзисторы, 6 -
электролитические
конденсатор К50-6,
7 - монтажная плата, стеклотекотолит,
8 - диодная сборка КЦ402И,
9- пластина-основание, дюралюминий.
10 - трансформатор,
11 - резистор МЛТ-23,6 к
Устройство переходника
показано на рис. 3. В корпусе 3,
выточенном в виде трубки из твердого
теплостойкого изоляционного
материала (текстолита, гетинакса),
смонтированы резисторы R4-R6. Провод,
соединяющий переходник с
осветителем, должен быть с изоляцией,
рассчитанной на напряжение не менее
15 кВ.
Рис.3
В радиальном отверстии
корпуса переходника смонтирован
стальной стержень 4, оканчивающийся с
нижнего (по рис. 3) конца пружинным
зажимом для фиксации на выводе
запальной свечи двигателя, а с
верхнего - резьбовым наконечником 2,
аналогичным по форме выводу свечи.
Правильно собранный прибор
налаживания не требует. Работают с
прибором в следующем порядке. Со
свечи первого цилиндра (при
остановленном двигателе) снимают
контактный колпак, надевают на ее
вывод переходник прибора и на
переходник надевают колпак свечи.
Подают питание на прибор (вилку шнура
питания прибора включают в розетку
бортовой сети автомобиля). На кожухе
маховика снимают крышку смотрового
окна и запускают двигатель. Нажимают
на кнопку включения прибора и
направляют его свет на маховик. Если
метки на маховике и корпусе
двигателя не совпадают, смещают
планку регулятора угла опережения
зажигания до совпадения меток. Затем
двигатель останавливают и отключают
прибор.
"Радио", №1, 1979
|