Электронная система зажигания для автомобильного отопителя
Д. НАЗАРОВ, г. Львов
Основным недостатком системы
зажигания отопителя со свечой -
накаливания является очень большой
потребляемый ток, особенно во время
запуска отопителя.
В журнале были описаны более
экономичные электронные устройства (А.
Кузьминский, В. Ломанович. Запуск
подогревателя. - "Радио", 1975, N 6,
с. 29), однако для их использования
необходим преобразователь
напряжения 12/220 В. Кроме того, они не
обеспечивают безопасной
эксплуатации отопителя.
Действительно, если по той или иной
причине на его запальной свече
исчезает высокое напряжение,
возникает опасность взрыва в камере
сгорания отопителя, поскольку
горючее туда продолжает поступать
еще в течение некоторого времени.
Электронное устройство, схема
которого изображена на рис. 1,
обеспечивает повышенную надежность
работы отопителя и его высокую
экономичность (потребляемый ток не
превышает 2,5 А). В зазоре запальной
свечи FI устройство формирует не
одиночные разряды, а "снопы"
искр. Оно снабжено индикатором на
неоновой лампе H1, которая светится
только тогда, когда разрядный
промежуток запальной свечи
пробивается серией искр. Транзистор
V2 защищен от перегрузок по
напряжению диодом VI и стабилитроном
V3.
Puc.1
Автогенератор импульсов высокого
напряжения собран на транзисторе V2,
трансформаторе обратной связи Т1 и
катушке зажигания Т2. Частота
генерации около 150 Гц. Конденсатор С1
и резистор R4 определяют режим работы
генератора. Резистор R1 необходим для
согласования системы зажигания с устройством
автоматики отопителя.
Индикатор "снопа" искр
представляет собой контур ударного
возбуждения, состоящий из катушки
индуктивности L1 и емкости
коаксиального кабеля. Через
конструктивную емкость Ссв контур
связан с высоковольтной цепью.
Параллельно контуру включена
неоновая лампа H1. Ее монтируют на
конце отрезка коаксиального кабеля.
Лампу устанавливают в салоне
автомобиля в месте, удобном для
наблюдения.
Трансформатор Т1 выполнен на
магнитопроводе Ш14х18. Обмотка I
состоит из 18 витков провода ПЭВ-2 0,86,
намотанных в два провода, а II - из 72
витков провода ПЭЛШО 0,3. Катушка
зажигания Т2 - от системы зажигания
автомобиля "Запорожец".
Стабилитрон V3 укреплен в центре
дюралюминиевого пластинчатого
радиатора размерами 40х40Х4 мм.
Стабилитрон можно заменить цепочкой
стабилитронов с суммарным
напряжением стабилизации 150 В.
Транзистор V2 тоже установлен на
таком же радиаторе размерами 50х50Х4 мм.
Puc.2
Для изготовления индикатора
необходимы отрезок коаксиального
кабеля РК-75-4-12А длиной не более 75 см,
отрезок длиной 70-80 мм ферритового
стержня Ф600 диаметром 8 мм от
магнитной антенны и провод ПЭЛШО 0,3.
Кабель 1 с одного из концов
разделывают так, как показано на рис.
2,а. Этот конец прикладывают в удобном
месте к высоковольтному проводу 2,
соединяющему катушку зажигания Т2 с
запальной свечой F1, рядом размещают
ферритовый стержень 3 и обматывают
получившийся пакет одним слоем ПВХ
изоляционной ленты. Поверх ленты на
всю длину ферритового стержня плотно,
виток к витку, в один слой наматывают
обмотку 4, концы которой припаивают к
коаксиальному кабелю (рис. 2,б).
Снаружи обмотку изолируют пятью-шестью
слоями изоляционной ленты. На втором
конце кабеля распаивают неоновую
лампу HI. Металлическую оплетку
кабеля надежно соединяют с корпусом
автомобиля.
Запальную свечу А7,5ХСС для
установки в отопитель необходимо
доработать, как показано на рис. 3. На
цилиндрической части диаметром 21 мм
корпуса свечи нарезают резьбу.
Резьба получается неполной, но
достаточной для надежной фиксации ее
в том отверстии, куда ввинчивалась
резьбовая втулка, крепящая свечу
накаливания. Боковой электрод
искрового промежутка свечи отгибают,
как показано на рисунке. В паз свечи
между вновь нарезанной резьбой и
шестигранником "под ключ" перед
установкой свечи на отопитель
следует намотать два-три витка
асбестового шнура.
Puc.3
Отрицательный вывод системы
зажигания соединяют с корпусом
автомобиля, а положительный - с
проводом, присоединявшимся ранее к
свече накаливания.
Порядок включения и эксплуатации отопителя
остается прежним, разница состоит
лишь в том, что индикатором работы
системы служит лампа H1 и отпадает
необходимость выдержки времени на
разогрев спиралей отопителя.
"Радио", №9, 1977
|