Электронный тахометр для автомобиля
Водителю иногда интересно знать,
какое число оборотов развивает
двигатель автомашины. Определить
это можно с помощью несложного электронного
тахометра (рис. 1), измерительный
прибор которого, градуированный в
числах оборотов, удобно расположить
поблизости от рулевого управления.
рис. 1
Основой тахометра является
управляемый мультивибратор на
транзисторах Т1, Т2. Он дает узкие
прямоугольные импульсы,
длительностью около 0,5 мксек, с
постоянной амплитудой. Постоянство
амплитуды выходных импульсов
достигается стабилизацией
питающего мультивибратор
напряжения с помощью стабилитрона Д1.
Транзистор ТЗ, включенный по схеме
эмиттерного повторителя, служит для
согласования выходного
сопротивления мультивибратора с
внутренним сопротивлением
измерительной головки ИП. Индикатор
дает показания при поступлении на
базу транзистора ТЗ импульсов от
мультивибратора. Так как их
амплитуда и длительность постоянны,
то показания прибора прямо
пропорциональны частоте следования
этих импульсов. Чем они чаще, тем
больше показание прибора.
Управляющие мультивибратором
импульсы подаются на конденсатор С3
и базу транзистора Т2. Их получают с
емкостного датчика, выполненного в
виде нескольких витков (5-10) провода
ПЭЛШО 0,31 навитых на общий провод,
подводящий питание к
распределителю (рис. 2). Чтобы датчик
не смещался по проводу, его начало и
конец укрепляют липкой
хлорвиниловой изоляционной лентой.
рис. 2
Калибровку прибора производят по
схеме (рис. 3) при помощи генератора
прямоугольных импульсов.
Напряжение на выходе генератора
устанавливают около двух вольт. При
работе тахометра он получает по 4, 6
или 8 импульсов (от системы
зажигания) за один оборот вала
двигателя, в зависимости от числа
его цилиндров. Таким образом, число
оборотов будет равно числу
получаемых импульсов, деленному на
число цилиндров. Например, если
частота импульсов от 4-х
цилиндрового мотора составляет 10 000
в минуту, то число его оборотов
составляет 10 000 : 4=2 500 об/мин.
рис. 3
Показания прибора могут быть
неустойчивы или неверны, если с
датчика оборотов подаются импульсы
с чрезмерно большой амплитудой. В
этом случае необходимо уменьшить
число витков датчика.
Если нет возможности
воспользоваться измерительным
сигнал-генератором, то с
достаточной для практики точностью,
можно прокалибровать тахометр с
помощью обычного омметра. В этом
случае нужно подобрать суммарное
сопротивление резисторов R7 и R8
согласно таблице.
Максимальное число оборотов
|
4-х цилиндровый
|
6-ти цилиндровый
|
об/мин
|
R7+R8, Ом
|
R7+R8, Ом
|
5 000
8 000
10 000
|
180
520
800
|
500
1200
1500
|
Конструкция прибора может быть
любой. Проще всего монтажную плату,
несущую на себе основные элементы,
прикрепить к стрелочному прибору
сзади, к его выводным зажимам.
Литература:
1. "Practical Wireless", 1972, февраль.
Примечание редакции. В
тахометре можно применить любые
низкочастотные, маломощные
транзисторы, например, МП40 и
стабилитрон Д808 или Д809.
"Радио", № 9, 1972.
|