Бортовая система контроля с речевым выводом информации
С.Суков
(sfs@fcita.donetsk.ua)
Современные автомобили оснащены большим количеством информационно-указательных
приборов и сигнальных ламп, предназначенных для контроля
работоспособности их основных систем. Однако получаемая с их помощью визуальная информация, с
одной стороны, требует отвлечения внимания водителя от контроля
дорожной ситуации, а с другой - не достаточно удобна и не всегда может
быть вовремя замечена. Эта проблема особенно актуальна для автолюбителей с небольшим
водительским стажем, а последствия ее могут быть весьма серьезны. Например не вовремя замеченные
показания указателя температуры двигателя о перегреве могут привести к выходу его из строя и, как
следствие, к большим финансовым затратам. Не менее неприятными могут оказаться и незамеченные
отказы других узлов автомобиля, таких как тормозная и смазочная системы, генератор, задние
сигнальные фонари и т.д.
Предлагаемая вниманию читателей "говорящая"
бортовая система контроля (БСК)
предназначена для использования в
отечественных и импортных
автомобилях и выдает информацию об
обнаруженных неисправностях в
речевой форме. Сообщения выдаются
мужским или женским голосом (в
зависимости от используемой
программы и прошивки "речевого"
ПЗУ), а качество речи соответствует
"телефонному" по классификации
Windows Sound System. Перечень сообщений,
выдаваемых системой, приведен в
таблице.
№ п/п |
Условие выдачи сообщения |
Фраза сигнализации |
Кол-во сообщений |
1 |
Температура двигателя более 98 С |
Перегрев двигателя |
2 |
2 |
Пониженный уровень тормозной жидкости (срабатывание датчика разгерметизации тормозной системы) |
Отказ тормозной системы |
2 |
3 |
Напряжение в бортовой сети меньше 11 В |
Нет зарядки аккумулятора |
2 |
4 |
Напряжение в бортовой сети больше 15 В |
Отказ регулятора напряжения |
2 |
5 |
Низкое давление масла при частоте вращения коленвала более 900 об/мин |
Аварийное давление масла |
2 |
6 |
Не полностью открыта воздушная заслонка карбюратора (включен "подсос") при температуре двигателя более 80 С |
Закрыта воздушная заслонка |
1 |
7 |
Обрыв цепи ламп стоп-сигнала |
Отказ сигнала торможения |
2 |
8 |
Обрыв цепи ламп фонарей заднего хода |
Отказ габаритного сигнала |
2 |
9 |
Обрыв цепи ламп фонарей заднего хода |
Отказ сигнала заднего хода |
2 |
10 |
После включения зажигания все контролируемые системы в норме |
Счастливого пути |
1 |
Несколько экземпляров данного
устройства более года
эксплуатировалось на легковых
автомобилях различных марок и
показало высокую надежность и
эффективность.
Устройство (рис.1) реализовано на
базе однокристальной микроЭВМ КР1816ВЕ35.
Микросхема DD6 выполняет функции
формирователя шины адреса, а DD7 -
внешней памяти программ. Порт P1
ОМЭВМ DD10 используется для
формирования старших адресов "речевого"
ПЗУ DD11, в котором содержится
оцифрованная и определенным
образом сжатая речевая информация.
Младшие разряды порта P2 ОМЭВМ
используются для адресации ПЗУ
программ DD7, а старшие разряды этого
порта совместно с ИС DD13 и DD8.4 - для
выбора внешних устройств: ПЗУ речи
DD11, коммутатора входных данных DD3-DD5
и регистра звукового тракта DD12. На
логических элементах DD8.1, DD8.2, DD9.1, DD9.4
выполнен генератор импульсов
частотой 7 кГц, использующихся в
качестве тактовых при выводе речи.
Интерфейсная часть схемы,
обеспечивающая сопряжение
коммутатора данных DD3-DD5 с системой
электрооборудования автомобиля и
приведение входных сигналов к ТТЛ-уровням,
реализована на ИС DD1, DD2 и DA2. При этом
операционные усилители DA2.1, DA2.2
осуществляют сравнение сигнала
датчика температуры с уставками,
задаваемыми резисторами R7 и R11, на
микросхеме DD2 реализован
формирователь импульсов
нормированной длительности из
входных импульсов зажигания, а
элементы ИС DD1 работают как
преобразователи уровня и пороговые
элементы.
Как видно из представленной на рис.1
схемы, из 18 входных линий
коммутатора данных DD3-DD5
задействовано для ввода информации
только 10. Остальные входы частично
используются как служебные при
настройке устройства, а частично -
как резерв для подключения
дополнительных датчиков и развития
системы.
Звуковой тракт устройства
включает в себя цифро-аналоговый
преобразователь на ИС DA3 и DA4, фильтр
Баттерворта 4 порядка с частотой
среза 3 кГц на операционных
усилителях DA5.1, DA5.2 и усилитель
низкой частоты DA6.
Источник питания БСК выполнен на
интегральном стабилизаторе DA1,
формирующем напряжение +5 В, и
транзисторах VT1-VT3, которые
совместно с элементами VD2-VD4 и С5, С6
обеспечивают инверсию полярности и
стабилизацию напряжения питания -5 В.
В качестве управляющих импульсов
инвертора полярности используется
сигнал CLK, вырабатываемый тактовым
генератором вывода речи.
Настройка устройства
осуществляется с помощью
подстроечных резисторов:
R7 - настройка на температуру, при
которой выдается фраза "Закрыта
воздушная заслонка";
R11 - настройка на температуру для
выдачи фразы "Перегрев двигателя";
R21 - настройка на напряжение
срабатывания для фразы "Нет
зарядки аккумулятора";
R22 - настройка на напряжение
срабатывания для фразы "Отказ
регулятора напряжения";
R24 - регулировка тактовой частоты
выдачи речи;
R36 - регулировка уровня громкости.
На рис.2 приведена принципиальная
схема одного из трех идентичных
каналов блока контроля
работоспособности ламп в задних
фонарях. Учитывая параллельность
соединения одноименных ламп, для
независимости контроля каждой из
них схема электрооборудования
автомобиля дорабатывается путем
введения диодной развязки ламп с
помощью VD1, VD3. После такой доработки
узел обеспечивает контроль
работоспособности обеих ламп как во
включенном, так и в выключенном
состоянии.
До тех пор, пока напряжение на
лампы не подано, элементы R1, VD2, LD1 и R3,
VD4, LD2 совместно с нитями накала
соответствующих ламп образуют
делители напряжения. Так как
сопротивления нитей ламп очень малы,
падение напряжения на них
незначительно, транзисторы VT1 и VT2
закрыты и на выходе узла
присутствует логическая "1". В
случае обрыва цепи любой из ламп
соответствующий транзистор
открывается и на выходе узла
формируется логический "0" -
признак отказа лампы. Во включенном
состоянии ламп, т.е. когда на них
подается напряжение от бортовой
сети, контроль их работоспособности
осуществляется с помощью датчиков
тока. Датчики представляют собой
герконы KD с намотанными на них
обмотками LD. Последние включены
последовательно с контролируемыми
лампами, поэтому при протекании по
ним тока контакты герконов
замыкаются, шунтируя база-эмиттерные
переходы транзисторов. Транзисторы
VT1, VT2 находятся в закрытом состоянии,
а выход узла - в состоянии
логической "1". При отказе любой
из ламп ток по обмотке
соответствующего датчика не
протекает, контакты геркона
размыкаются, открывается
соответствующий транзистор и
состояние на выходе узла меняется
на противоположное.
БСК подключается к системе
электрооборудования автомобиля в
соответствии со схемой, приведенной
на рис.3, и работает следующим
образом.
Puc.3
После подачи на устройство
напряжения питания при включении
зажигания, начинается сканирование
задействованных в системе штатных
датчиков автомобиля и выходов блока
контроля работоспособности ламп.
Если в течение 5 секунд ни на одной
из входных линий БСК не будет
зафиксирован признак отказа,
сканирование датчиков прерывается
и устройство переходит к выдаче
фразы "Счастливого пути",
выбирая необходимую оцифрованную
информацию из ПЗУ речи, после чего
опять возвращается к опросу
датчиков. В случае возникновения в
процессе последующей эксплуатации
автомобиля на одной или нескольких
входных линиях БСК признака отказа,
устройство аналогичным образом
выдаст соответствующую фразу
сигнализации. При этом для
обеспечения надежности работы
устройства и защиты от ложных
срабатываний, активный уровень на
входных линиях БСК воспринимается
как признак отказа только в том
случае, если он присутствует на
линии непрерывно в течение 3 секунд.
В большинстве случаев программой
предусмотрен двойной повтор фразы
для повышения надежности ее
восприятия. Кроме того, с этой же
целью каждую фразу предваряет
тональный звуковой сигнал,
привлекающий внимание водителя и
готовящий его к приему информации.
Конструктивно устройство
выполнено в виде двух блоков: блока
БСК, размещаемого в салоне
автомобиля под приборной панелью, и
блока контроля работоспособности
ламп, устанавливаемого в районе
задних фонарей.
С вопросами по данной
публикации можете обратиться к
автору статьи С.Сукову - sfs@fcita.donetsk.ua
"Радиолюбитель", №6, 1998
|