Цифровой тахометр # 1
В. КРАВЧУК, г. Брест
К сожалению, во многих
отечественных и импортных
автомобилях отсутствует один очень
важный прибор — тахометр.
Предлагаю простой, но надежно
работающий на моем автомобиле "Форд-Эскорт"
электронный тахометр. За основу
взята схема, опубликованная в [1].
Прибор имеет двухразрядный
цифровой индикатор, показывающий
число тысяч и сотен оборотов в
минуту. Питается электронный тахометр от
бортовой сети автомобиля и
потребляет ток 0,45А. Принципиальная
электрическая схема прибора
изображена на рисунке (посмотреть
крупнее).
Цифровой тахометр состоит из узла
управления на ИМС DD1 и элементов DD2.1,
DD2.3, DD2.4; двух генераторов на
транзисторах VT1...VT4; входного
формирователя импульсов — триггера
Шмитта VT5, DD2.2; счетчика импульсов на
ИМС DD3, DD4; промежуточной памяти на
ИМС DD5, DD6; дешифратора на ИМС DD7, DD8 и
индикатора HI.
Работа узла управления подробно
описана в [1]. Мультивибратор на VT1, VT2
задает время измерения, а
мультивибратор на VT3, VT4 определяет
рабочий цикл прибора. Входной
формирователь и счетчик собраны по
типовой схеме и особенностей не
имеют, поэтому сразу же начинают
работать. В схему цифрового тахометра
введена
промежуточная память на триггерах
для исключения мерцания цифр
индикатора во время счета.
Синхронизируются триггеры К155ТМ5
сигналом с вывода 8 DD1, проходящим
через конденсатор С4 и DD9.1 для
получения нужной длительности и
фазы. Время рабочего цикла
устанавливается подбором резистора
R11, а время измерения — подбором
резистора R7.
Для обычного автомобильного
четырехтактного
четырехцилиндрового двигателя
применяется индуктивный датчик. Он
представляет собой 50...70 витков
провода ПЭЛ 1.0, намотанных виток к
витку на высоковольтном проводе,
соединяющем распределитель
зажигания с катушкой зажигания.
Один конец катушки датчика
обязательно надо изолировать, а
второй — соединить со входом
тахометра.
Частота импульсов зажигания и
число оборотов двигателя связаны
между собой формулой: f = 2n/60, где f —
частота импульсов зажигания; n —
число оборотов в минуту вала
двигателя.
Так, значению числа оборотов 3000
соответствует частота импульсов 100
Гц. Но так как индикатор тахометра
должен показывать в это время 3.0, на
счетчик должно пройти только 30
импульсов из 100 в секунду. Поэтому
время измерения в этом случае
устанавливается 0,3 с. Время рабочего
цикла должно быть в 10...20 раз больше
(3...6 с).
Конструкция и детали.
Двухразрядный цифровой индикатор
болгарского производства VQE24 можно
заменить двумя отечественными —
АЛС324Б или АЛС342Б. Если заменить
дешифраторы КР514ИД2 на К514ИД1, можно
исключить из схемы резисторы R13...R19,
R21...R27 и применить индикаторы АЛС324А
с общим катодом. Все микросхемы
серии 155 можно заменить на
соответствующие серий 133, 555, 1533.
Транзисторы КТ315 можно заменить на
КТЗ 12, а КТ361 на КТ326. Диоды VD2, VD3 - -
любые кремниевые: КД510, КД521, КД509.
Конденсаторы С1, С2, С6 — К53-1, К53-14; СЗ,
С5 — К73-17; остальные - КМ5, КМ6. ИМС
стабилизатора напряжения DA1 —типа
КР142ЕН5А, можно заменить на КР142ЕН5В.
Все детали электронного тахометра,
кроме R1 и цифрового индикатора,
размещены на двусторонней печатной
плате размерами 60х115 мм. Плата
помещена в корпус из полистирола
размером 65х145х35мм. DA1
устанавливается на небольшом
ребристом радиаторе. На резисторе R1
падает около 5 В, что существенно
облегчает тепловой режим
стабилизатора. Если все детали
исправны, то прибор сразу же
начинает работать. Налаживание
заключается в следующем: на базу VT5
подается сигнал частотой 100 Гц, и
подбором R7 устанавливаются
показания индикатора 3.0, что
соответствует 3000 об/мин.
В заключение хочу отметить, что по
этой схеме моими знакомыми собраны
несколько электронных тахометров, отличающихся
только конструктивно, и все они уже
несколько лет отлично работают на
различных автомобилях.
Литература: 1. Широков Б. Цифровой тахометр. —
Радио, 1983, N9, С.28-29.
2. Бирюков С. Цифровые устройства
на интегральных микросхемах. — М.:
Радио и связь, 1984.
"Радиолюбитель", №6, 1997
|