Реле системы охлаждения ВАЗ-2103...2108
П.БЕЛЯЦКИЙ, г.Бердск-9
Термобиметаллический датчик ТМ108,
применяемый в качестве реле
включения электровентилятора в
системе охлаждения двигателя, очень
часто выходит из строя. В жаркую
погоду, в условиях интенсивного
городского движения
электровентилятор работает почти
беспрерывно. В результате подгорают
контакты датчика включения
вентилятора, а восстановить их
невозможно.
После неоднократных замен этого
датчика я изготовил электронное
реле, где в качестве датчика
используется "штатный"
терморезистивныи датчик
температуры ТМ106, с помощью которого
контролируется температура
двигателя.
Схема этого реле температуры
работает безотказно в течение
многих лет. Основным узлом в ней
является триггер Шмитта, собранный
на транзисторах VT1, VT2. Вход триггера
подключается к терморезистивному
датчику R1 ТМ106. Резистором R2
устанавливается порог срабатывания
реле при температуре жидкости 92...94°С.
С коллектора транзистора VT2 сигнал
управления подается на электронный
ключ на транзисторе VT3, который в
свою очередь включает
исполнительное реле К1
электровентилятора M1 охлаждения
двигателя. Стабилитрон VD1
предотвращает ложные срабатывания
реле при колебаниях бортового
напряжения питания 12 В.
Монтажная плата устанавливается в
корпусе любого старого реле типа
PC-527, а транзистор VT3 устанавливают
под винт на этот корпус для лучшего
охлаждения.
"Радиолюбитель", №8, 1996
|