Цифровой тахометр # 2
А.ЧАСТОВ, Брестская обл., Пинский р-н.
Рыбхоз "Полесье".
В последнее время стала очень
актуальна проблема контроля
оборотов двигателя автомобиля.
Ранее предложенные схемы [1, 2] имеют
ряд недостатков, связанных с
большим количеством элементов,
большим потребляемым током и
возможностью контроля оборотов
двигателя только в цифровой форме.
Предлагается еще один вариант электронного
тахометра, обеспечивающего:
- контроль оборотов как в цифровой,
так и в визуальной форме;
- минимальный потребляемый ток,
зависящий исключительно от
применяемых светодиодов;
- приемлемую точность и простоту
наладки при использовании пяти ИМС
серий 176 и 561.
Принципиальная схема
электронного тахометра
изображена на рис.1 (посмотреть
крупнее). Сигнал с датчика
оборотов В1 попадает на
формирователь импульсов, собранный
на элементах DD6.1; DD6.2, R2, R3. Элементы С4.
Rl. VD14, VD15 ограничивают сигнал
датчика на уровне 9 В.
Сформированный сигнал поступает
на вход счетчика, собранного на
элементах DD1, DD2. Дешифраторы на ИМС
DD3, DD4 преобразуют двоично-десятичный
код счетчиков в код семисегментного
индикатора, а также обеспечивают
промежуточную память, исключая тем
самым мерцание цифр во время счета.
Работой устройства управляет
генератор на элементах DD6.3, R5...R7, С7,
VD16. Форма выходных импульсов
генератора изображена на рис.2.
После подачи питания короткий
импульс "записи" осуществляет
запись в ИМС DD3. DD4 случайной
информации. Дальше производится
сброс счетчиков DD1, DD2 коротким
импульсом "сброса"
длительностью около 1 мкс,
образованным цепочкой С8, R8, и
подсчет импульсов с датчика
оборотов за период 0,3 с.
За 0,03 с до истечения этого времени
происходит запись в DD3, DD4
содержимого счетчиков DD1, DD2 с
одновременной индикацией на
индикаторе HG1 текущего числа
оборотов двигателя. Операция
обеспечивается коротким импульсом
(=1 мкс), образованным цепочкой С9, R9.
Визуальное восприятие числа
оборотов дает устройство,
выполненное на ИМС DD5. Чем выше
обороты, тем выше столбик горящих
светодиодов. Зеленая зона —
нормальное число оборотов, желтая —
критическое, красная — предел. В
качестве DD5 применена
поликомпараторная ИМС К1003ПП1. Схема
его включения и принцип работы
подробно описаны в литературе [З].
Высота столбика светящихся
светодиодов зависит от напряжения
на выводе 17 DD5, которое зависит от
частоты оборотов.
Преобразование частота-напряжение
обеспечивают элементы VT1, R10...R13,C5,C6.
Конструкция и детали.
Возможная замена указанных на схеме
элементов: HG1 — на любые два
светодиодных индикатора с общим
катодом типа АЛС324А; DD3, DD4 — на К176ИДЗ;
DD1, DD2 — на К561ИЕ11 (но придется
немного переделать схему и плату); VT1
— КТ315А...Г, КТ3102; КТ503; КТ645; К.Т634.
Датчик оборотов представляет собой
50...70 витков провода ПЭВ-1 00.5... 1,0 мм,
уложенных виток к витку на
высоковольтном проводе от бобины к
распределителю.
Один конец датчика подключается к
схеме, другой изолируют и никуда не
подключают. Все электролитические
конденсаторы должны быть
рассчитаны на напряжение не ниже 16 В.
DD6 серии К561ТЛ1 заменять не
рекомендуется. DA1 лучше установить
на небольшой ребристый радиатор.
VD2...VD13 — любые светодиоды (прямоугольные
или круглые) соответствующего цвета.
Лицевая панель электронного
тахометра изображена на рис.3.
Настройка.
В точку А подается сигнал частотой
100Гц. Подстраивая резистор R3,
добиваются на выходе DD6.2 появления
устойчивого сигнала. Подстройкой
резистора R5 добиваются показания
индикатора 3.0, что соответствует 3000
об/мин. Далее по нижеприведенной
формуле определяют минимальные и
максимальные обороты, т.е. их
эквивалентные частоты.
N=2n/60,
где N — частота импульсов
зажигания (точка А); n — частота
оборотов вала двигателя.
Напряжение в сети, В
|
9,0
|
9,5
|
10
|
10,5
|
11
|
11,5
|
12
|
12,5
|
13
|
13,5
|
14
|
14,5
|
15
|
Напряжение на выводе 17 DD5, В
|
0
|
0,5
|
1
|
1,5
|
2
|
2,5
|
3
|
3,5
|
4
|
4,5
|
5
|
5,5
|
6
|
Свечение светодиода
|
-
|
VD2
|
VD3
|
VD4
|
VD5
|
VD6
|
VD7
|
VD8
|
VD9
|
VD10
|
VD11
|
VD12
|
VD13
|
Подавая частоту, соответствующую
максимальным оборотам, резистором
R11 добиваются зажигания VD13. Теперь,
подавая частоту минимальных
оборотов, контролируют зажигание
светодиода VD2. Если он не зажигается,
подбирают R10. На этом настройка
считается законченной.
Если не нравится столбик горящих
светодиодов, можно предложить "перемещающуюся
точку". В этом случае VD2...VD13
подключают согласно [З].
Если предусмотреть переключатель
S1 как изображено на рис.4, DD5 может
выполнять функцию как тахометра,
так и индикатора напряжения
бортовой сети автомобиля. Элементы
VD* и R* обеспечивают на выводе 17 DD5
изменение напряжения в пределах 0...6
В при изменениях напряжения в
бортовой сети автомобиля. От VD*
зависит диапазон изменений
напряжения (смотри таблицу). При
настройке с помощью R* добиваются
правильности показаний DD5.
Литература:
1. Кравчук В. Тахометр. —
Радиолюбитель, 1997, N 6, С. 31.
2. Рубцов В. Цифровой тахометр. —
Радиолюбитель, 1997, N 5, С.24.
3. Шустов М. Применение
поликомпараторных микросхем в
технике связи.—Радиолюбитель, 1997.N6,
С.13.
4. Цифровой тахометр. — Радио.
1993,N9,C.28-29.
5. Бирюков С.А. Цифровые устройства
на МОП-ИМС.
"Радиолюбитель", №12, 1998
|